
Что за зверь и почему он так важен?
Европейский автопром всё плотнее сталкивается с жёсткими экологическими нормами и высокими производственными расходами, а покупатели хотят доступные и практичные машины. И вот парадокс: за пределами ЕС уже есть именно такая модель от Škoda — кроссовер Kylaq, который одновременно и дешевле самой «бюджетной» Fabia, и богаче укомплектован. Но, увы, шанс увидеть его на европейских дорогах исчезающе мал.
Что там по деньгам?
Для наглядности возьмём самую скромную комплектацию Fabia в Чехии: её стартовая цена — около 16 000 евро. Что предлагают за эти деньги? Четырёхметровый хэтчбек с 15-дюймовыми стальными колёсами, простой «атмосферой» на три цилиндра (80 л.с.) и ручной климатической установкой. Минимум из минимального.

В то же время в Индии в продаже появился Kylaq, который на старте стоит 9 000 евро (и это не какие-то «барабанные» колёса и пустая комплектация). Для сравнения: разница больше чем в два раза! При этом Kylaq — кроссовер, который априори должен быть и просторнее, и практичнее.
Цифры, от которых кружится голова
- Fabia в Европе: от 16 000 евро за базу.
- Kylaq в Индии: от 9 000 евро, но уже с «турбированным» 1.0 TSI.
- Топовый Kylaq: около 15 100 евро, что всё равно дешевле «голой» Fabia.
Ну и как тут не задаться вопросом: почему так?
Что умеет Kylaq?
Формально Kylaq чуть короче Fabia — он «вписывается» в индийский налоговый порог до 4 метров. Но под капотом у него во всех вариантах 1,0-литровый турбомотор (115 л.с.), с которым можно выбрать «механику» или «автомат». Уже в базе идут светодиодные фары спереди и сзади, 16-дюймовые колёса и рейлинги на крыше.

Считаешь, что это «слишком скромно»? Тогда поднимаемся на уровень Signature: там уже добавлен круиз-контроль, 7-дюймовый экран мультимедиа, литые диски. А в Signature+ к этому списку прибавится 10-дюймовая «голова», «цифровая приборка» и автоматический климат-контроль. И всё это — всё ещё дешевле европейской цены Fabia. В топовых исполнениях встречаются даже охлаждаемые передние сиденья с электроприводом и панорамная крыша.
Почему мы не увидим Kylaq в Европе?
Здравый смысл подсказывает: если автомобиль недорогой, практичный и востребованный, то почему бы не запустить его в Старом Свете? Но реальность такова, что европейские стандарты, налоги и жесткие экологические нормы существенно «утяжеляют» любую машину по цене. Добавим ко всему эмиссионные штрафы — и получается, что «дешёвый» Kylaq в таких условиях перестал бы быть дешёвым.
Другой момент — «обязательные» системы безопасности и электронные помощники, навязанные ЕС, тоже стоят денег. А «зелёная» политика ЕС (Green Deal) повышает стоимость многих производственных процессов, поэтому никакие «чудеса эффективности» тут уже не помогут. Результат? Выгоднее не рисковать и не выводить модель на европейский рынок, чем получить «дизайнерский» (и финансовый) провал.

А что с перспективами?
Многие эксперты считают, что именно автомобили наподобие Kylaq могли бы стать спасением для традиционных европейских брендов на фоне общей тенденции к удорожанию авто. Ведь людям нужен простой, бюджетный и в то же время хорошо оснащённый транспорт. Иronic, но такие машины уже есть, только продаются они где-то далеко за пределами ЕС — и делают это более чем успешно.
Если бы в один прекрасный день Škoda всё же рискнула официально представить Kylaq в Европе по «индийским» расценкам, у дилеров гарантированно выстроились бы очереди. Но, увы, в реальности она лишь представит новые кроссоверы или электромобили со стартовыми ценниками, которые заставят нас вспоминать о Fabia за 16 000 евро как о «выгодном предложении».

Итого
Škoda Kylaq — яркий пример того, каким должен быть по-настоящему доступный SUV: компактный, но при этом просторный, недорогой, но хорошо оснащённый. Он мог бы стать хитом в Европе без особых маркетинговых усилий. Однако в современных условиях, к сожалению, путь ему заказан. Получается забавный парадокс: у бренда есть спасительная «бомба» в сегменте бюджетных кроссоверов, но взорвать рынок ЕС ей не дают всё те же правила и ограничения, под которыми мы все тут живём.