
На волне этого конфликта сразу несколько автопроизводителей подали коллективную жалобу во Всемирную торговую организацию. Среди них — китайцы (кто бы сомневался), Tesla (логика понятна, у неё завод в Шанхае), BMW (все видели iX3 «родом» из КНР). Казалось бы, Mercedes-Benz не имеет прямой выгоды от китайского производства именно своих электромобилей, но и он неожиданно присоединился к жалобе. «Откуда дует ветер?» — задаются вопросом многие аналитики.
Причина странного шага
На самом деле всё довольно просто. Во-первых, у Mercedes есть тесная связь с брендом Smart — тот принадлежит китайскому концерну Geely, и немецкий производитель сохраняет 50% доли в этом совместном предприятии. Во-вторых, крупнейшим самостоятельным акционером Mercedes является миллиардер Ли Шуфу, владелец Geely. То есть, когда речь заходит о пошлинах, бьющих по бизнесу Geely и Smart, Mercedes в стороне остаться не может. Плюс при таком раскладе влиятельные «чешские» (читай: китайские) инвесторы вполне способны надавить на руководство Mercedes, чтобы оно поддержало коллективный иск.
Немного деталей
Тарифы ЕС подразумевают повышение пошлин примерно на 20% сверх базовых 10%. То есть некоторым моделям грозит более 30% ввозных сборов. Скажем, кроссовер Smart #1 и шведское (но фактически китайское) Volvo EX30 собираются в Китае, а значит, подпадают под эту жесткую налоговую надбавку. Похожая ситуация и у Tesla Model 3, которая выпускается в Шанхае. Подобные расходы делают автомобили заметно дороже, что больно ударяет и по европейским маркам, пытающимся освоить китайские мощности.
Что там по деньгам?
Раньше сложилось впечатление, что пошлины — это «волшебное спасение» для Европы от дешёвых китайских конкурентов. Но оказалось, всё не так просто. В итоге сами европейские бренды вынуждены включаться в судебные тяжбы. Ведь если расходы на ввоз машин из Китая растут на несколько тысяч евро за штуку, то это напрямую влияет на себестоимость и цену для конечного покупателя. BMW, Tesla, Smart — все они теряют привлекательность своих моделей, когда цена скачет вверх на 20 и более процентов.
Чем это грозит?
- Китай может ввести ответные пошлины на европейские машины, и пострадают в первую очередь производители премиум-класса (Mercedes, BMW, Audi), которые продают в Китае сотни тысяч автомобилей ежегодно.
- Разбирательства в ВТО могут затянуться на полтора года, пока стороны будут обмениваться аргументами и таблицами расчётов.
- Евросоюзу придётся объяснять, почему именно такие пошлины были необходимы. А правительство Китая уже грозит принять «зеркальные меры», то есть ударить по европейскому экспорту.
Мнение с дивана редактора
Честно говоря, вся эта ситуация напоминает шахматную партию, где каждый шаг может обернуться неприятностью для противника, но и самому нужно действовать осторожно. С одной стороны, Европа пытается защитить своих автопроизводителей от агрессивной экспансии китайских электромобилей. С другой — оказывается, что немцы, англичане, шведы и американцы тоже зависят от китайских заводов и рынка. И если завтра Китай устроит «ответку», то европейский автопром (и так сталкивающийся с жёсткими экологическими нормами и растущими затратами) может получить удар в самый ответственный момент.
Вопрос в том, найдут ли стороны компромисс без тотальной торговой войны? Пока что процесс движется к суду, а Mercedes, как выяснилось, имеет все основания вставать в один ряд с BMW, Tesla и «китайскими коллегами». Это отличный пример, как глобальные связи бизнеса могут превратить понятие «свой-чужой» в довольно условную категорию. Ведь в итоге страдать может и производство в Китае, и продажа машин внутри Европы, и рабочие места по обе стороны земного шара.