
В итоге в 2020 году была объявлена реструктуризация, под которую попала и фабрика в Барселоне. К декабрю 2023-го здесь сошёл с конвейера последний пикап Nissan Navara, а почти три тысячи сотрудников вынуждены были собрать чемоданы и покинуть родную площадку.
Однако на этом история завода не закончилась. Напротив, сейчас она словно начинает второе дыхание, только уже в сопровождении не японской, а китайской компании. В конце концов, производственный комплекс оказался готов к запуску новых проектов, и ждать долго не пришлось — китайская марка Chery «застолбила» себе этот плацдарм, вдохнув жизнь в исторический бренд Ebro при поддержке местной фирмы EV Motors.
Как китайцы оказались в Барселоне?
Chery давно присматривалась к европейскому рынку. Во время разговоров о возможном увеличении пошлин на импорт электромобилей из Китая, компания решила сыграть на опережение. Вместе с испанской EV Motors, которой принадлежит возрождённая марка Ebro, они договорились о сотрудничестве. Результат? Часть производства автомобилей Chery переносится в бывший заводской комплекс Nissan. Вроде бы иронично: «западный» игрок уходит, азиатский — приходит. Но местные политики, включая президента Каталонии Сальвадора Иллу и испанского министра промышленности Жорди Эреу, явно не против: новая жизнь заводских цехов гарантирует рабочие места, а это всегда ценно для региона.

Что там по деньгам?
С точки зрения «чистой экономики» решение логичное. Китайские производители отличаются гибкостью и умеют делать машины, которые пользуются спросом. В Барселоне сейчас трудится примерно 350 человек, собравшихся из числа тех, кого сократила японская компания. Они занимаются крупноузловой сборкой модулей, которые пока везут из Китая. Но в планах — всё большую часть производственного процесса переносить в Европу. По заверениям Chery, число сотрудников вырастет до 1 250 человек, а само производство станет гораздо «местным», пусть и с существенной китайской компонентной базой.
Местные власти поддерживают такой шаг, в том числе и финансово (речь идёт о различных субсидиях и налоговых льготах для привлечения инвесторов). Многие видят в этом пример «новой волны», когда азиатские компании будут всё активнее закрепляться в Европе, и хорошо, если это означает восстановление рабочих мест для тех, кто ещё вчера оказался у разбитого корыта.
Немного про Ebro и его модели
Ebro — это не просто красивая «новая» марка. На самом деле у неё довольно долгий путь: когда-то под этим именем выпускались лицензированные грузовики. Потом в дело вмешался Nissan, выкупивший контрольный пакет акций. Со временем бренд исчез из поля зрения. Теперь Ebro снова в строю, причём с китайскими корнями и современными электромобилями.

Первенец: Ebro S700
Первой моделью станет кроссовер Chery Tiggo 7, получивший европейское имя Ebro S700. Правда, говорят, что Mercedes зарегистрировал обозначение «S700», так что возможны споры по торговой марке. Но китайцев это, похоже, не смущает: если придётся менять название, они сделают это на раннем этапе без особого ущерба. Вдобавок уже известно, что в Барселоне будут выпускать и автомобили под маркой Omoda (также принадлежащей Chery). Подобное «расширение ассортимента» предполагает ещё больший рост рабочих мест, а соответственно и финансовых вливаний в регион.
Моё личное мнение
Наблюдая за всем этим, я не могу отделаться от мысли, что повторяется знакомый сценарий: «старые» автопроизводители сворачивают проекты из-за высокой себестоимости и внутренних проблем, а более гибкие конкуренты занимают освободившиеся ниши. Китайские компании уже давно тренируются на домашнем рынке, выпускают миллионы машин, а теперь смотрят на Европу как на новый полигон. И если часть их продукции действительно будет собираться внутри ЕС, то вопрос таможенных пошлин перестаёт быть таким острым. Добавьте к этому готовые производственные площади, обученных рабочих и благосклонность чиновников — и вот у нас рецепт удачного старта!

Интересные факты
- Завод Nissan Motor Ibérica в момент пика (около 2008 года) выпускал не только автомобили, но и двигатели для разных моделей компании.
- В общей сложности предприятие в Барселоне функционировало более 40 лет, прежде чем его закрыли.
- Бренд Ebro некогда славился грузовиками, созданными по лицензии Ford, а потом Mitsubishi. Теперь же «реинкарнирует» в виде электрического SUV.
- Китайский автопром лидирует в области электромобилей у себя на родине, их продажи там измеряются миллионами ежегодно.
Вектор развития: что дальше?
Является ли открытие китайского автопроизводства в Барселоне первым шагом к полномасштабной экспансии азиатских брендов в Европе? Или это просто единичный пример удачного совпадения обстоятельств? Покажет время. Однако тенденция налицо: европейские компании один за другим анонсируют увольнения и закрытия заводов, а китайцы всё смелее экспериментируют на глобальном рынке. Не исключено, что через несколько лет мы будем видеть уже немалую долю автомобилей с китайскими корнями, собранных прямо в ЕС.
Хочется верить, что такая «новая кровь» станет мотивацией и для «старожилов», которые застряли в производственных и финансовых кризисах. А для жителей регионов, пострадавших от ухода крупных иностранных компаний, это шанс восстановить рабочие места и найти новую точку роста экономики. Так что пока некоторые бренды пытаются вычерпать воду из своей тонущей лодки, более ловкие конкуренты осваивают незанятое пространство. И, похоже, делают это весьма успешно.