Авто новости Украины: цена батареи электромобиля и замена за 34 000 евро - automotive24.com.ua

Когда цена батареи шокирует больше самого электромобиля

Представьте, что вы пришли в автосервис узнать цену, скажем, дворника для вашей машины, а вам бы таинственно ответили: «Вообще-то это секрет. И давайте между нами!» Смешно? А вот с электромобилями Volkswagen ID или Škoda iV уже не до шуток. Похоже, что прайс на ключевые запчасти настолько зашкаливает, что в автосалонах о нём предпочитают молчать. И это при том, что речь идёт о массовых моделях, а не о каком-нибудь эксклюзивном гиперкаре

twitter facebook whatsapp linkedin

Коротко о страшном: много денег за замену батареи

Однажды к официальному дилеру Volkswagen в Чехии зашёл человек (назовём его «коллега-скептик»), чтобы переобуть своё авто. Менеджер тут же предложил посмотреть новенький ID.7, которым салон обязан хвастаться на витрине. Коллега спросил: «А что, если батарея со временем выйдет из строя, во сколько обойдётся замена?» — классический и, пожалуй, самый больной вопрос для электромобилей. Сначала сотрудники замешкались, начали переглядываться, мол, «можно ли вообще такое раскрывать?» Но в итоге шеф дал отмашку, и технический специалист нашёл в базе цену: 34 тысячи евро за полный аккумулятор для ID.7 с номинальной ёмкостью 82 кВт·ч (77 кВт·ч «полезной»).

«Да это же больше половины стоимости всего автомобиля!» — воскликнул коллега. Ведь рекомендованная цена ID.7 стартует с отметки порядка 53 200 евро. Получается, что одна батарея вытягивает на внушительный кусок от полного бюджета машины. А если разбить батарею на модули (каждый стоит около 3 тысячи евро, всё равно легче не становится: если проблемы возникнут на позднем этапе эксплуатации, вам, скорее всего, придётся менять всю систему.

Что там по деньгам с мотором?

Если кто-то думает: «Ну ладно, батарея — это же “сердце” электромобиля, а как насчёт электромотора?» Увы, новости тоже неутешительные: стоимость мотора колеблется в диапазоне 16–18 тысяч евро. Выходит, что набор «батарея + мотор» стоит как добрый кусок нового ID.7. Отсюда и слухи, что концерн VW фактически датирует производство электрокаров, ведь за оставшиеся деньги (около 19 тысяч евро) всё остальное «железо», материалы и сборка уж точно окупиться не могут.

Почему об этом не говорят громко?

История у дилера закончилась тем, что все начали перешёптываться: «Только, умоляем, не упоминайте, что у нас узнали эту цену!» Боялись, что «большое руководство» VW раскритикует их за «слив» информации. Ситуация действительно абсурдная: это же всего лишь информация о цене запчастей, ничего больше. Но, видимо, для маркетинга электромобилей открыто говорить, что батарея столько стоит, — ход невыигрышный. А вдруг будущие клиенты испугаются и сбегут?

Справедливо ли такое ценообразование?

Электромобильная индустрия уверяет, что технологии дешевеют с каждым годом. Вроде бы всё логично: производство аккумуляторов растёт, цены на литий падают при массовом выпуске. Но в реальности многие замечают, что конечная стоимость деталей для потребителя не особо снижается. Да, где-то в отчётах OEM-поставщики могут хвастаться уменьшением себестоимости, но в прайсах для официальных сервисов это не отражается. Возможно, часть расходов перекладывается на страховые компании в случае аварий или на гарантийные случаи. А пользователь, когда сталкивается с полным выходом батареи из строя, остаётся один на один с запредельным счётом.

Пара интересных моментов

  • Мощность батареи в ID.7 — 82 кВт·ч номинально, что даёт около 600 км пробега по циклу WLTP (хотя в реальности часто выходит меньше).
  • Стоимость 20 литров дизеля (если пересчитать грубо для чешского рынка) — примерно 30 евро, а это на порядок ниже, чем даже один «батарейный модуль».
  • Спросить в салоне о цене «неудобной» детали — это нынче как попросить секретные чертежи. И дело не в госбезопасности, а в маркетинге.
  • В США, по слухам, аналогичные запчасти для электромобилей VW могут стоить чуть дешевле из-за иных налоговых правил и пошлин.

Оправдан ли риск?

Можно ли жить спокойно, купив ID.7 или любую другую «электричку»? Многие берут такие машины на лизинг или в долгосрочную аренду, а после окончания гарантии стараются избавиться, чтобы не попадать на потенциальные проблемы. Ведь если внезапно что-то случится уже вне гарантии, ремонт выйдет золотым. И действительно, чтобы застраховаться, нужна продлённая гарантия, а она тоже стоит денег.

Моё дружеское резюме

Пока электромобили остаются диковинкой с высокой начальной ценой, информация о реальных расходах на ремонт и замену батареи воспринимается как гром среди ясного неба. Автоиндустрия обещает, что завтра всё станет дешевле и легче. Но пока в чек-листе стоит «замена батареи за 34 000 евро» или «электромотор за 16 000 евро», покупатели невольно хватаются за голову. С другой стороны, если не планировать ездить на авто больше гарантийного срока и не переживать о будущем перепродаже, многие вообще не задумываются о ценах запчастей — но это уже другой риск и другое измерение денег.

В любом случае, если хотите купить электромобиль, смело спрашивайте у дилера прайс на ключевые узлы. Если станут моргать и говорить «мы такого не знаем» — значит, вы уже нашли «узкое место». Что с этим делать дальше, решать каждому из нас. Но важно помнить, что реальная цена владения электромобилем может оказаться выше, чем кажется при беглом взгляде на рекламные буклеты и обещания «чистой энергии» из розетки.