
Да-да, те самые субсидии, от которых власти вроде бы отказались несколько лет назад, потому что оказалось, что они лишь раздувают цены и мало кому реально помогают. Но нет, с 1 января всё по новой — теперь программа еще щедрее, а некоторые смогут вообще получить машину «на халяву».
Что изменилось и кому теперь повезло
Главное новшество — теперь субсидии распространяются не только на новые, но и на подержанные электрокары. То есть, теоретически, одно и то же авто может несколько раз получать поддержку: сначала при покупке новым, потом при каждом перепродаже. Иронично, но так можно дойти до того, что весь автомобиль будет полностью оплачен налогоплательщиками.
Максимальная цена машины для участия в программе — 45 000 евро. Доход семьи не должен превышать 3 800 евро в месяц. На первый взгляд звучит социально справедливо, но давайте честно: может ли семья с таким доходом позволить себе даже подержанный электромобиль за десятки тысяч евро? Вопрос риторический.
Кому это выгодно на самом деле
Официально — немецкому автопрому. Программа, конечно же, «случайно» создана так, чтобы в первую очередь поддержать бренды вроде Volkswagen, а не китайских конкурентов. Политики даже обсуждают, как бы вообще исключить китайцев из списка участников, но такие шаги могут вызвать ответные меры из Пекина. Торговые войны на горизонте — сомнительное удовольствие для Европы.
По факту же, как и раньше, главными бенефициарами станут не обычные граждане, а дилеры. Ведь с учетом новых правил перекупка машин между салонами может превратиться в прибыльный бизнес. Государство выделяет на программу около 3 миллиардов евро, но значительная часть этих денег, как обычно, «утонет» где-то между отчетами и счетами.
А что думают простые немцы
Журнал Focus провел опрос, и результаты предсказуемы: большинство немцев против новой волны дотаций. Люди устали платить из своего кармана за «зеленые эксперименты», которые в итоге ничего не решают. Один из комментаторов даже заметил: «Лучше снизьте цены на электричество и расширьте сеть зарядок — тогда и без субсидий люди сами купят электромобили».
Эмоции и здравый смысл
Эта история — классика жанра: политики снова пытаются подружить идеологию с экономикой, а получается, как обычно. Субсидии, которые должны сделать мир «чище и лучше», на деле лишь искажают рынок и тормозят развитие реальных решений.
Может, пора перестать искусственно поддерживать технологии, которые не могут жить без костылей? Ведь если электромобили действительно лучше, они и без дотаций найдут своего покупателя. Но пока правительство решает иначе, налогоплательщики снова будут оплачивать чьи-то «экологичные» игрушки. Ну что ж, déjà vu по-немецки.