
Дорога к краху: от амбициозных планов до разорения
Если вы когда-нибудь окажетесь в Пекине, вам, возможно, повезет посетить торговый центр Hopson One, который славится своей современной атмосферой и чистотой. Здесь, на целом этаже, выставлены только автомобили, и всё это сопровождается уютными обеденными зонами, где вы можете наслаждаться рёбрышками или лапшой, размышляя, в какой электромобиль сесть. Вот только, если бы вы посетили этот центр в первой половине декабря прошлого года, вам пришлось бы столкнуться с грустной реальностью: шоурум Jiyue был закрыт, а сама компания оказалась на грани полного краха.
Jiyue, которая была частью Geely и сотрудничала с технологическим гигантом Baidu, изначально планировала выйти на рынок с амбициями, способными вывести её в число крупных игроков. Но с каждым месяцем компания всё больше страдала от нехватки средств, и слухи о её закрытии начали набирать обороты. И вот, в конце прошлого года, эти слухи подтвердились: аудиторы Baidu обнаружили, что долги компании составляют около 7 миллиардов юаней, и платить их компания уже не в силах.

Как всё пошло не так?
После того как Baidu направил своих аудиторов в компанию, стало очевидно, что долговая яма слишком велика, и компания не может выйти из кризиса. В дополнение к этому, в начале нового года к Jiyue добавились ещё и судебные иски от поставщиков, требующих выплаты за неуплаченные поставки. В результате компания закрыла свои двери, оставив лишь 50 сотрудников, которые будут заниматься обслуживанием уже проданных автомобилей, таких как седан Jiyue 07 и SUV 01.
Какой опыт у владельцев Jiyue?
Примерно 14 тысяч автомобилей было зарегистрировано в прошлом году, но этого оказалось недостаточно, чтобы компания выжила. Покупатели этих автомобилей теперь сталкиваются с серьёзными проблемами: в последние недели поступали жалобы на нехватку запчастей, а техническое обслуживание становится всё более затруднительным. Эксперты рекомендуют владельцам Jiyue как можно скорее избавляться от своих автомобилей, так как без поддержки их системы будут работать лишь частично.

Конец амбициозной экспансии
В прошлом году активно обсуждалась возможная экспансия Jiyue в Европу, особенно в Россию. Однако теперь стало ясно, что эти планы так и не будут реализованы. Вместо этого компания завершает свой путь всего через четыре года после основания. Впрочем, для китайского автомобильного рынка это, возможно, не такая уж трагедия. Каждый год в Китае появляются сотни новых стартапов в сфере автомобилей, и кто-то обязательно займет место, освободившееся после Jiyue в торговом центре Hopson One.

Что ждёт рынок электромобилей в Китае?
Хотя закрытие Jiyue — это болезненная утрата для её владельцев, это не означает, что китайский рынок электромобилей потерял одного из основных игроков. В Китае продолжает расти число стартапов, и в будущем мы, вероятно, увидим ещё больше попыток от разных производителей занять место на этом быстро развивающемся рынке. Однако история Jiyue служит напоминанием о том, что для успеха в автомобильной индустрии недостаточно только амбициозных планов и даже партнёрства с крупными игроками, такими как Baidu. Нужно также учитывать финансовую стабильность, надёжность поставок и поддержку клиентов. И если этого нет, то успеха не будет.