
Похоже, что на «старом континенте» мы так и не научились делать некоторые вещи быстро и дешево. Если бы это было безобидно, можно было бы махнуть рукой, но проблема в том, что теперь на эти технологии строят наше будущее. А когда за идею начинают платить сотни миллионов евро, становишься чуточку нервным.
Урок истории: Аральское море
Вспомните историю Аральского моря: советские плановики пустили воду из рек Амударья и Сырдарья на ирригацию хлопковых плантаций — и вместо процветания получили пустыню с соляными бурями. Интересный факт: к 2000-м Арал потерял около 90 % своего объёма, а соль ветром разлеталась по километрам вокруг.
Green Deal и электрический транспорт
Сейчас ЕС пытается сделать то же самое — только в масштабах всей Европы. Цель благородная: снизить выбросы и уйти от нефти. Но за идеологию легко расплатиться дорогими аккумуляторами, для которых у нас нет дешёвой энергии, нужных ресурсов и стабильных сетей зарядки.
Крах Northvolt и проблемы Novo Energy
Шведский стартап Northvolt, основанный в 2015 году, съел миллиарды евро инвестиций и рухнул в марте этого года. Новость об одном из крупнейших банкротств Европы могла бы стать сигналом к пересмотру «электомании», но, увы, вместо этого запускают новый проект — Novo Energy у Гётеборга.
- Сначала Northvolt уволил 30 % сотрудников;
- потом Novo Energy анонсировал сокращение половины оставшегося штата;
- гендиректор признаёт: без свежих вливаний дальше не вытянем.
Чего ждать дальше?
Честно говоря, ситуация напоминает поговорку «Если хочешь насолить — скажи, что планируешь озеленить». ЕС уже вложил 1,8 млрд € в батарейные проекты, но ведь за углом поджидают новые сложности: сырьё, сети, логистика… Вопрос не «будут ли провалы», а «сколько ещё будет повальных увольнений и банкротств».