
Зачем ставить мотор «боком»?
Когда компания Lamborghini только появилась в 1963 году, ее основатель Ферруччо Ламборгини задумывал выпускать быстрые и комфортные «гран-туризмо», чтобы конкурировать с Ferrari. Однако трое амбициозных инженеров — Джампало Даллара, Паоло Станцани и Боб Уоллес — мечтали создать авто «с прицелом на гонки». Они втайне начали работу над проектом P400, где решили поперечно установить V12 объемом 4,0 литра. Обычно такие моторы монтируют продольно, но ребята решили пойти нестандартным путем, чтобы уложить крупный двигатель как можно ближе к кабине и добиться идеальной развесовки.
Именно этот эксперимент принес Miura мировую известность. Конструкция позволила сделать автомобиль очень низким и обтекаемым, при этом обеспечив ему умопомрачительную динамику. По тем временам считалось практически невозможным вот так «развернуть» массивный V12, да еще и совмещать его в одном блоке с коробкой передач. Но инженерная смелость того периода — это то, за что мы любим старые Lamborghini.

Чем удивила Miura?
Уникальное расположение мотора: 4,0-литровый V12 Биццарини устанавливался сбоку позади водителя, чего ранее никто не делал.
Мощность и скорость: Разные версии Miura (P400, P400S, P400SV) выдавали от 345 до 380 л.с., а максималка могла превышать 270 км/ч.
Рекордные продажи: Изначально ожидалось 50 экземпляров за три года, но в итоге за семь лет (1966–1973) было продано 763 машины.
Стремительный дизайн: Изящные линии Марчелло Гандини навсегда задали новый стандарт внешнего вида суперкаров.
«Что там по деньгам?»
Miura предлагалась за внушительные 20 000 долларов конца 60-х. Если учесть инфляцию, это приблизительно 188 000 долларов наших дней, то есть около 175 000 евро. Для того времени сумма была просто космической, особенно с учетом топливного кризиса, который вскоре накрыл мир. Однако, несмотря на высокую цену, многие ценители считали Miura лучшей инвестицией для души, ведь машина быстро стала кинозвездой и объектом вожделения коллекционеров.
Технические особенности и ходовые повадки
Помимо поперечного V12, инженеры Lamborghini внедрили прогрессивную для тех лет стальную монококовую конструкцию. Внутри она была усилена продольными элементами, где во многих местах умышленно сверлили отверстия, чтобы сбросить лишние килограммы. Подвеска независимо крепилась на двойных поперечных рычагах, а добавленные стабилизаторы поперечной устойчивости делали Miura довольно «послушной» для суперкара 60-х. В итоге автомобиль весил чуть больше тонны, что при мощности свыше 300 л.с. позволяло разгоняться до 100 км/ч примерно за 4–5 секунд. Максимальная скорость достигала около 275 км/ч.

Интересно, что система питания мотора состояла из четырех карбюраторов Weber, а впускные каналы располагались между распредвалами. Подобная компоновка обеспечивала весьма бодрый подхват, хотя настройка такого «сердца» требовала от владельцев определенных знаний и постоянного ухода.
Роль в кино и культуре
Наверняка многие помнят ту самую сцену из фильма «Ограбление по-итальянски» (1969), где ярко-оранжевая Miura несется по живописным горным дорогам. В итоге сценаристы устроили ей драматическую встречу с бульдозером. Несмотря на трагичный финал в кадре, эпизод стал классикой мирового кинематографа. К слову, Miura «засветилась» еще в четырех десятках фильмов и до сих пор остается символом итальянского стиля.
Уникальность: единственный поперечный V12
На сегодняшний день миуровская компоновка все еще не имеет аналогов среди 12-цилиндровых автомобилей. Правда, однажды мир увидел экзотический Cizeta-Moroder V16T (тоже поперечно, но уже V16!), созданный бывшим инженером Lamborghini. Та машина стала еще более раритетной — вышло меньше десятка экземпляров. Тем не менее, Cizeta лишь подтвердил, что «боковое» расположение таких крупных двигателей — настоящее искусство и серьезный инженерный вызов.

Закат эпохи и новое начало
К сожалению, начало 70-х принесло топливный кризис, и спрос на «прожорливые» авто серьезно упал. Lamborghini пришлось несладко: продажи роскошных, но дорогих машин замедлились. Даже миуровские 763 экземпляра не спасли компанию от финансовых трудностей. Впрочем, на смену Miura вскоре пришел другой шедевр — Countach, открывший новую главу в истории марки.
Сегодня же у Lamborghini дела идут отлично: недавно показали гибридный Revuelto, удививший мир сразу несколькими «впервые». Но от Miura унаследована не только любовь к крайностям дизайна и мощности, но и поперечное расположение коробки передач сзади движка (хоть и сама «дюжина» уже установлена продольно). Возможно, Miura уже не в строю, но ее дух и сегодня живет в каждом новом «быке» со штаб-квартиры в Сант’Агата-Болоньезе.

Miura в наше время
Если вдруг вам захочется приобщиться к легенде, готовьте внушительный капитал: цена аутентичной Miura может превышать несколько миллионов евро на аукционах. Такие автомобили становятся центром любой коллекции. Пожалуй, это достойное наследие для первого в истории «суперкара», чей поперечный V12 так и остался одиночкой в автомобильном мире.
Так что, если где-нибудь увидите Miura на дороге — улыбнитесь. Вы стали свидетелем редчайшей истории: единственный суперкар с так расположенным V12 и одной из самых красивых форм кузова, созданных человечеством. Не зря ее считают воплощением итальянской страсти и инженерной дерзости.