
Но Skoda в этом списке стоит особняком — ей уже 130 лет. Правда, тогда она называлась Laurin & Klement и начинала вовсе не с автомобилей, а с велосипедов и мотоциклов. Машины появились в 1905 году, а привычное нам имя Skoda бренд получил после вхождения в промышленный концерн в 1925-м. И задолго до эпохи Volkswagen у марки была удивительно богатая и, местами, очень странная история.
Когда роскошь была делом силы рук
Знакомство с прошлым начинается с настоящих доисторических по меркам авто моделей. Например, огромный Superb 3000 конца 30-х годов. Ни усилителя руля, ни намёка на комфорт в современном понимании. Зато задний диван — как домашний, а шестицилиндровый мотор звучит солидно и неспешно. Управлять таким автомобилем — отдельный навык, и сегодня это ощущается почти как аттракцион.
Чуть позже — Skoda Rapid 40-х годов. Двери открываются «не в ту сторону», передачи требуют перегазовки, а прямолинейность движения — скорее пожелание, чем факт. Зато эмоции живые и честные.

От семейных универсалов до внедорожника для Новой Зеландии
В 50–60-х Skoda неожиданно разнообразна. Кабриолет Felicia — легкий и элегантный. Octavia Combi — практичный предок нынешних универсалов, который даже без груза умудряется вести себя своенравно. Уже тогда было понятно: у Octavia есть характер.
А потом появляется Trekka — внедорожник, созданный специально для Новой Зеландии. Угловатый, простой до предела, с креплениями для оружия. Выглядит как кирпич на колесах и едет примерно так же, но именно в этом и заключается его обаяние.
Последний «самостоятельный» Skoda
Переносимся в конец 80-х. Skoda Favorit — последняя модель, разработанная без участия Volkswagen. И, неожиданно, очень удачная. Лёгкая, компактная, живая в управлении. Даже сегодня на ходу она не кажется музейным экспонатом, а специальная версия Black Line с ярким салоном и люком выглядит почти дерзко.



«Восточноевропейский Porsche»
Но настоящая любовь случается с другим автомобилем — Skoda 110 R начала 70-х. Купе с задним мотором, минимальной мощностью и массой всего около 800 кг. По цифрам — ничего особенного. По ощущениям — чистый драйв. Машина звучит задорно, охотно едет и дарит то самое чувство юношеской свободы, ради которого вообще придумывали автомобили.
Да, сиденья без боковой поддержки, да, всё просто до аскетизма. Но именно такие машины и делают историю живой. Неудивительно, что сегодня Skoda — одна из самых продаваемых марок Европы. Потому что за прагматизмом у неё всегда скрывалась душа.