
Почему штрафы так высоки?
Европейский Союз установил предельные нормы выбросов для всех автомобилей, продаваемых на территории Европы. На 2025 год лимит установлен на уровне 93,6 г CO₂/км, что значительно ниже прежнего значения в 116 г CO₂/км. Электромобили при этом считаются "нулевыми" по выбросам, даже если электричество для их зарядки производится на угольных электростанциях.
Для традиционных машин с ДВС это означает необходимость радикально снижать выбросы, что технологически сложно и дорого. Если компании не справятся, им грозят штрафы: 95 евро за каждый грамм CO₂ сверх лимита на каждый проданный автомобиль.
Что грозит автопроизводителям?
Пример Volkswagen Group показывает масштаб проблемы. Ранее компания укладывалась в лимит 123 г CO₂/км, но с новым порогом её средний показатель выбросов (118 г CO₂/км) оказывается выше нормы. В результате штраф может достигнуть 7,7 миллиарда евро только для этой группы, включая Škoda, Audi и другие марки.

Для каждого проданного автомобиля это означает дополнительные 2 300 евро нагрузки на себестоимость. А если смотреть в масштабе всего европейского авторынка, общий объем штрафов для всех компаний может превысить 376 миллиардов евро.
Почему автопроизводители не могут просто продавать больше электромобилей?
Электромобили действительно помогают улучшить статистику выбросов, но их доля продаж остается низкой. Многие потребители по-прежнему не готовы перейти на "электричку" из-за высокой цены, недостаточной инфраструктуры зарядки и ограниченного запаса хода. Даже с субсидиями и скидками, рынок не готов к такой резкой трансформации.
Что это значит для покупателей?
Уже сейчас цены на машины с ДВС выросли из-за затрат на развитие электромобилей. Если автопроизводителям придется платить штрафы, эти расходы, скорее всего, лягут на плечи покупателей. Ожидайте дальнейшего удорожания автомобилей, особенно в сегменте традиционных моделей.
Кроме того, выбор может сократиться: компании будут вынуждены выводить из производства популярные модели с ДВС, чтобы избежать штрафов.

Какой выход?
Европейский Союз пока не планирует смягчать свои требования, но автопроизводители надеются на диалог. Некоторые эксперты считают, что механизмы регулирования нуждаются в пересмотре, чтобы избежать финансовой катастрофы для отрасли. Однако пока это лишь мечты.
Интересный факт
В 2022 году, несмотря на все усилия, электромобили составили лишь около 15% продаж на европейском рынке. И даже такие компании, как Tesla, столкнулись с падением интереса к их моделям из-за роста цен на электричество.
Автопроизводителям предстоит сложный год, а нам — привыкать к новым реалиям. Очевидно одно: эпоха ДВС подходит к концу, но путь к полной электрификации будет тернистым и дорогим для всех.