
Нидерландская компания TenneT, управляющая электросетями, бьёт тревогу: при текущих темпах закрытия угольных и газовых станций к 2030 году зарядная инфраструктура не справится с растущим числом электромобилей. В Украине, где сеть зарядных станций пока ограничена, эта проблема может стать ещё острее.
Почему бензин пока выигрывает
Бак дизельного автомобиля на 55 литров хранит около 215 кВт·ч энергии при весе топлива всего 47 кг. Чтобы зарядить электрокар с батареей аналогичной ёмкости за 2 минуты (как при заправке топливом), нужна мощность около 7,2 МВт. Для сравнения, одна станция на 8 машин потребовала бы 60 МВт, а тысячи электрокаров — более 7 ГВт. Для Украины, где общая мощность энергосистемы ограничена, это неподъёмная нагрузка.
Проблемы электросетей
- Сети перегружаются уже при 5% электромобилей от общего автопарка.
- Скоростные зарядки (50–350 кВт) не обеспечивают нужной мощности для быстрой зарядки.
- В Киеве и других городах Украины зарядные станции часто заняты или работают с перебоями.
Что ждёт Украину?
Сегодня зарядка электрокара, например, Nissan Leaf или Tesla Model 3, в среднем занимает 30–60 минут на станциях мощностью до 50 кВт. В Киеве таких станций пока десятки, а не сотни. Если число электромобилей вырастет, как в Европе, без масштабных инвестиций в энергетику зарядка станет настоящей проблемой.
Мнение редактора
Электромобили — это шаг к экологии, но реальность вождения в Украине пока далека от идеала. На тест-драйве Hyundai Ioniq 5 я заметил, как сложно найти свободную станцию в час пик. Гибриды, такие как Toyota RAV4 Hybrid, пока выглядят практичнее: они экономят топливо и не зависят от зарядок.