
Как всё начиналось
Ещё пару десятков лет назад светофоры и регулировщики были основными «правителями» дорог. Именно тогда круговые перекрёстки стали восприниматься как способ обеспечить плавное движение транспорта без постоянных остановок. В Нидерландах, стране тюльпанов и инноваций, круговые развязки быстро получили популярность, и буквально в каждой местности их ставили «нараспашку». Но любая инновация, применённая повсеместно и без разбора, может потерять свою эффективность.
Что не так с кругами?
Проблема возникает, когда круговые перекрёстки устанавливают там, где они не нужны. Вместо того чтобы облегчать поток машин, они часто создают узкие места. Особенно это касается перекрёстков, где сходятся дороги с совершенно разными режимами движения. В результате «кругляшки» перегружаются, а движение замедляется до такой степени, что даже самый опытный водитель начинает нервничать. Что уж говорить о велосипедистах, которым приходится маневрировать в условиях, где транспортной инфраструктуре не хватает продуманности.
Почему Нидерланды возвращаются к светофорам?
В последнее время на улицах таких городов, как Уден, Амстердам, Гауда и даже Доетинхем, постепенно возвращаются проверенные временем светофоры. Причина проста: на некоторых перекрёстках поток транспорта настолько велик, что круговой формат уже не справляется с нагрузкой. В Доетинхеме, например, разрешён двухсторонний цикл движения для велосипедистов на круговых развязках, что привело к хаосу и даже трагическим случаям – в 2023 году из-за путаницы погибли два велосипедиста.
В результате специалисты из организации Royal HaskoningDHV провели исследование и убедили местные власти, что иногда старые добрые светофоры способны обеспечить безопасность и порядок лучше, чем модные инновационные решения. Лично я считаю, что возвращение к проверенным технологиям – это разумный шаг, особенно если речь идёт о сохранении жизни людей и спокойствии на дорогах.
Что там по практическим аспектам?
- Упорядочение потока автомобилей;
- Повышение безопасности для пешеходов и велосипедистов;
- Снижение вероятности заторов и аварий.
Интересный факт: хотя многие страны активно экспериментировали с круговыми перекрёстками, опыт Нидерландов показывает, что универсального решения не существует. Каждая транспортная ситуация требует индивидуального подхода. Вот почему иногда лучше вернуться к привычному светофору, чем настаивать на том, что «новое» всегда лучше.