
Никто не считал его современным автобусом: перед ним не ставили задачу перегона по городу, а надёжность в экстремальных условиях важнее комфорта.
Особенности конструкции
14-метровый монстр с шестью колёсами диаметром 1,8 м получил прозвище «Ivan the Terra Bus» — можно звать его по‑человечески «Хрозибус». Вот что в нём цепляет:
- Дизельный мотор на 300 «лошадей»;
- Максимальная скорость всего 40 км/ч;
- Залитый под завязку топливный бак — литров не счесть;
- Удобный лесеночный подъём для водителя и 56 пассажиров;
- Непробиваемая подвеска, которая не даст ему «засесть» даже в метре снега.
Уникальные детали запуска
Запуск мотора мог занимать до часа — представьте, как водители отогревали этот гигантский дизель на −30 °C. А несмотря на часы прогрева, окна нередко оставались запотевшими: тепло салона для «Хрозибуса» было роскошью.
Тридцать лет без сбоев
За три десятилетия «Хрозибус» перевёз более 100 000 человек. Он никогда не застрял — разве что однажды, в самом начале, механик случайно ткнул его бампером в маячок.
Последний рейс и будущее
В начале этого года автобус выполнил свой финальный рейс и отправился на обслуживание в Новую Зеландию. Производство запчастей к нему остановилось, и поддерживать технику на удалённом континенте стало непосильно дорого.
Что дальше?
Планируется выставить его на аукцион или передать в музей — например, в Международный антарктический центр в Крайстчерче. Забавно думать, что машина, создававшая удобство там, где привычка к комфорту почти не существует, станет объектом любопытства для туристов.