
Но тут в игру вступает сам Дональд Трамп, который угрожает стереть с лица земли жесткие правила для электромобилей и подрывает ставки, сделанные на будущее чистого транспорта.
От идеи до реальности: первые шаги в электрификацию
Два года назад 45-летний Руди Диас, владелец компании Hight Logistics, сделал смелый ход: он начал внедрять одни из первых электрических тяжелых грузовиков в свой автопарк, перевозивший контейнеры с оживленных портов Лос-Анджелеса. Сегодня из 75 тралов его парка 20 — на электричестве. Эти грузовики практически бесшумны, что сразу бросается в глаза, и, что немаловажно, не загрязняют воздух выхлопными газами. Диас с энтузиазмом отмечает: «Нет дыма, нет шума – это будущее!»
В то время как инновации накапливались, несколько штатов уже вводили обязательные нормы для производителей грузовиков, требуя увеличения доли моделей без выбросов. Например, в Калифорнии, где строго следят за экологией, компании должны полностью перейти на электрические грузовики к 2035 году. Но тут начинается самое интересное – и напряженное противостояние с политическими силами.
Что там по деньгам?
С экономической точки зрения переход на электрические грузовики обещает большие выгоды, хотя и требует значительных первоначальных инвестиций. Стоимость нового электрического грузовика примерно в три раза выше, чем у дизельного аналога. Однако компании могут сэкономить до 20 долларов за каждую загрузку, ведь «грязные» дизельные грузовики облагаются дополнительными штрафами – сумма, которую электрические модели обходят стороной.

Например, Руди Диас рассчитывает, что благодаря электрическим грузовикам его компания сэкономит около 320 000 долларов в год на штрафах и дополнительных сборах. Но, конечно, дело не обходится без дополнительных расходов: строительство зарядной инфраструктуры может потребовать инвестиций в десятки миллионов долларов, ведь для питания зарядных станций необходимо обеспечить энергией сразу десятки грузовиков, что по мощности сравнимо с энергопотреблением целого района.
Трамп вступает в игру
Здесь ситуацию усложняет сам Дональд Трамп. Президент активно критикует жесткие нормы, принятые в Калифорнии, и угрожает изменить федеральные правила, связанные с выбросами. В свою очередь, 19 штатов, поддерживающих Трампа на последних выборах, уже подали иск против калифорнийских требований к производителям грузовиков. Эти действия Трампа создают неопределенность и, по мнению экспертов, могут затормозить процесс электрификации, что является ударом не только по экологии, но и по бизнесу компаний, вложивших миллионы в развитие «зеленой» инфраструктуры.
«Это настоящий регресс», — говорит Салим Юсефзаде, генеральный директор компании WattEV, которая вложила десятки миллионов долларов в установку зарядных станций по всему штату Калифорния. Он уверен, что подобные политические маневры могут отсрочить массовый переход на экологичные грузовики и снизить интерес инвесторов к этому перспективному направлению.
Технические и инфраструктурные вызовы
Электрические грузовики, несмотря на все свои преимущества, имеют свои технические ограничения. Первые модели могли проехать всего около 150 миль (240 км) на одном заряде, а современные уже достигают 200 миль (320 км). Но даже этого запаса хода бывает недостаточно для дальних маршрутов. Руди Диас отмечает, что около 75% перевозок его компании вполне успешно выполняются на электромобилях, в то время как более дальние маршруты всё еще требуют использования дизельных грузовиков.

Проблемы с зарядкой
Организация зарядной инфраструктуры – отдельный вызов. Для зарядки целой автопарка требуется модернизация электросетей, зачастую на годы и с затратами в несколько миллионов долларов. Один из примеров – компания 4 Gen Logistics, которая строила два зарядных депо. Планировалось, что установка зарядок займет 18 месяцев, но в итоге работы продлились до трех лет. Для питания этих двух станций требуется мощность порядка 17 мегаватт – энергии, достаточной для более чем 10 000 домов.
Интересные факты и мнения
- В США электромобили составляют всего около 0,5% от новых тяжелых грузовиков, в то время как в таких странах, как Китай, доля электромобилей растет каждые 9 дней благодаря дешевле батареям и щедрым стимулам.
- В Европе ситуация выглядит куда более оптимистично: Норвегия и Швеция уже достигли 7% продаж, а общий показатель по континенту – около 1,4%.
- Некоторые компании, как, например, Fresno-based OK Produce, уже смело делают ставку на электрификацию, добавив 17 электровозов в свой автопарк из 140 грузовиков. Водители отмечают: «С электромобилем я чувствую себя намного спокойнее и увереннее на дороге».
Конечно, переход на новые технологии всегда сопровождается спорами и сомнениями. Представители крупных перевозчиков, таких как Knight-Swift Transportation, отмечают, что нынешние электрические грузовики имеют ограничения по запасу хода и грузоподъемности. Более того, критики указывают, что экологический эффект от перехода на электричество составляет всего около 30% по сравнению с дизельными аналогами. Но другие исследования, особенно в Калифорнии, показывают, что при использовании возобновляемых источников энергии разница может достигать 66% снижения выбросов.

В итоге, несмотря на угрозы со стороны политиков и технические сложности, многие игроки отрасли остаются оптимистичными. Новые правила, как и поддержка инноваций, способны кардинально изменить облик грузоперевозок в США. Если Трампа удастся ослабить давление экологических норм, это может затормозить развитие электромобильной инфраструктуры и оставить на задворках самые амбициозные проекты. Но пока смелые новаторы, такие как Руди Диас, продолжают экспериментировать и внедрять новые технологии, будущее грузоперевозок обещает быть по-настоящему захватывающим.